суббота, 31 октября 2015 г.

Внутренние фигуры: Ребенок - Родитель - Взрослый


Внутренний Ребёнок невероятно любопытен, и именно эта часть нашей личности помогает нам учиться и использовать в жизни новые знания и навыки.
 Его девиз «Я хочу». 
Именно благодаря ему мы можем творить, любить, радоваться жизни, удивляться, восторгаться… но и печалиться и грустить – тоже.  
Всё, что касается эмоций и их выражения связано исключительно с фигурой внутреннего ребёнка.

Там, где есть Внутренний Ребёнок, обязательно есть и Внутренний Родитель. Эта фигура контролирует поведение Ребёнка и воспитывает его. Так же, как и в обычной жизни, Родитель защищает Ребёнка от реальных и мнимых опасностей.

Взрослый — это то, что принято называть здравым смыслом. Можно сказать, что это наш жизненный опыт. Его девиз - Я Могу.


Ребенок

«Все мы до самой старости дети» — сказал неизвестный мудрец. И, пожалуй, он был прав. Внутренний Ребёнок – это самая яркая, самая эмоциональная часть нашей личности. Именно благодаря ему мы можем творить, любить, радоваться жизни, удивляться, восторгаться… но и печалиться и грустить –  тоже. 

Может показаться, что с годами этот Внутренний Ребёнок перестаёт существовать. Большие дяди и тёти, мы чётко знаем, что хорошо, а что плохо, осуждаем всевозможные безрассудные поступки и давно уже не верим в чудеса. 
Мы разумны и рациональны. Однако какая-то неведомая сила заставляет нас восхищаться своими «игрушками» (сейчас уже гораздо более дорогими, чем в детстве) – машинами, часами, мобильными телефонами и. т. д. И та же сила заставляет нас бояться разных вещей (по исследованиям ассоциации американских стоматологов около 80 % взрослых людей боятся лечить зубы).

А что заставляет нас разрыдаться над трагической сценой в книге? А почему мы искренне радуемся и издаём победный клич, когда на дороге нам удаётся с ветерком обогнать другой автомобиль, особенно если он более «крутой» марки? Почему мы жаждем любви и понимания и не терпим замечаний? Всё очень просто: потому что все мы до старости дети. Это подаёт голос наш Внутренний Ребёнок. 

Если мы видим человека, бурно выражающего свои эмоции – неважно, будет это радость или печаль, душевная боль или восторг – мы говорим, что он ведёт себя по-детски. И с этим трудно спорить. В начале жизни человек испытывает только эмоции. Ни мыслей, ни, тем более, абстрактных понятий в то время для него не было и быть не могло. И когда нас захлёстывают эмоции, мы начинаем вести себя, как дети.

Внутренний Ребёнок невероятно любопытен, и именно эта часть нашей личности помогает нам учиться и использовать в жизни новые знания и навыки. Люди, у которых внутреннее Дитя не сидит в клетке, отличаются и по поведению, и даже по внешнему виду. У них живая и естественная мимика, грациозные и гармоничные движения. Как правило, такие люди хорошо танцуют. Любую работу, в которой нужно включить творчество, они делают хорошо и с удовольствием. 
Однако… 
Не у всех и не всегда ранние годы были радостными и безмятежными. Практически нет ни одного человека, который бы ни разу в детстве не испытывал бы чувство безысходности, бесправия, незаслуженной обиды, вины, или полной зависимости от родителей. И если эти эмоции, словно занозы до сих пор сидят в душе Внутреннего Ребёнка, то во многом они формируют характер, а значит и поведение человека. 

Понятно, что такие травмы способны полностью изломать человеку жизнь. Чувство безоблачного, полного счастья практически незнакомо таким людям. Он может даже не подозревать, чтó заставляет его поступать всегда определённым образом.
 Скажем, когда-то мама незаслуженно обвинила сына в том, что он разбил её любимую вазу. А разбил её на самом деле кот, да и то только потому, что мама сама поставила вазу на самый край полки. Но человек привык всегда и во всём оправдываться, даже если его никто ни в чём не обвиняет. 

Или другой пример. Женщина всеми силами старается заслужить похвалу начальника, а тот все её старания воспринимает как должное. Причиной такого поведения может быть то, что в детстве эта женщина слышала постоянную критику в свой адрес, а похвалы были большой редкостью. Вот она и старается заслужить одобрение, как только может. И на эту «погоню за миражом» у неё уходят все жизненные силы. Но и тут не всё так однозначно.

 Внутренний Ребёнок у каждого человека тоже бывает разный. В психологии принято различать два вида этой части личности. Внутренний Ребёнок может быть свободным и адаптивным, и у каждого из этих видов существует «солнечная и теневая сторона». Свободный ребёнок действует, исходя, прежде всего, из собственных интересов. Он выражает свои эмоции свободно и, чаще всего, спонтанно.

 Мнение окружающих мало волнует таких людей. Положительные качества свободного Ребёнка – это творчество, эмоциональность, открытость, уверенность в себе. Из такого человека идеи сыплются, как из рога изобилия. 
Он харизматичен, действует спонтанно, очень любит игры. Если у человека проявлена больше теневая сторона этого типа, то основной его чертой будет эгоизм. 
Он будет стремиться удовлетворить свои сиюминутные потребности и желания, не задумываясь о последствиях. О вежливости и уважении чужих прав и мнений тут речь не идет. Если такой человек строит карьеру, то он, что называется, работает локтями и идёт по головам. Он очень азартен и легко идёт на риск, часто неоправданный. 

Люди, у которых Внутреннее Дитя свободно, стремятся к творчеству, свободно выражают своё мнение, действует необычно и спонтанно. Бизнес и предпринимательство – их стихия. 

В этой области они добиваются прекрасных результатов.   Адаптивный Ребёнок на первое место ставит интересы окружающих. Он всегда находится «в рамках», его действия полностью укладываются в общепринятые нормы поведения. 

Думаю, Вы не раз встречали в жизни таких детей: слишком спокойных, слишком вежливых и послушных, одним словом – «забитых». Точно такие же качества проявляют и взрослые люди, внутри которых живёт адаптивное дитя. Они скупо выражают эмоции и почти ничего не позволяют себе. 

Положительные качества Адаптивного Ребёнка – это вежливость, умение выслушать точку зрения другого человека, доброжелательность, дружелюбие, готовность в любую минуту оказать помощь. Таких людей ещё называют затычкой во всех дырках.
   
Теневая сторона Адаптивного Ребёнка характеризуется постоянными уступками со своей стороны. Такой человек не стремится отстоять своё мнение, даже если уверен, что прав. 

В работе старается держаться в тени и инициативу проявляет редко. Тихоня. Это слово невероятно точно подходит к такому человеку. Для него крайне важна бесконфликтная атмосфера. И вместе с тем хочу серьёзно предостеречь: крайне не рекомендуется добираться до предела терпения Адаптивного Ребёнка.

Его эмоциональный сосуд можно сравнить с кастрюлей-скороваркой. Раздражение, обиды, недовольство накапливаются постепенно, и, в конце концов, маленькая просьба или невинная шутка могут стать последней каплей и спровоцировать взрыв. Мало не покажется. 

Окружающие будут в шоке: как же так?!! Он всегда был таким милым и дружелюбным человеком, и вдруг такая неадекватная реакция на такую мелочь! Но на самом деле ничего удивительного в этом нет. Эмоции – это энергия, и очень мощная. Она никуда не девается. Если они (эмоции) накопились, то обязательно потребуют выхода. 

Закон сохранения энергии никто не отменял. Как же принести Внутреннему Ребёнку счастье? Что нужно сделать, чтобы излечить его травму (и не одну)?

Собственно говоря, надо поступить с ним так, как ведут себя с обычным «живым» ребёнком, когда он расстроен: обнять, приласкать, успокоить и дать понять, что Вы не дадите его в обиду. И никто больше не посмеет унижать его. 
Когда человек эмоционально устойчив, у него хорошо выражены положительные качества, как свободного, так и адаптивного ребёнка, причем преобладает первый с небольшим отрывом, приблизительно 60/40. 
Что же нужно делать, чтобы гармонизировать внутреннего ребёнка? 

Прежде всего, определить, насколько у Вас развито Свободное Дитя, а насколько Адаптивное.

Лучше сделать это под руководством психолога, но можно и самостоятельно.

Особая точность тут не нужна.

Достаточно начать замечать, как Вы ведёте себя в разных ситуациях. Насколько Вы инициативны? 

Позволяете ли себе делать то, что Вам нравится, или действуете с постоянной оглядкой на окружающих? 

Уважаете ли Вы их мнение, или считаете, что  в мире существуют только две точки зрения – Ваша и ошибочная? 

Задумываетесь ли Вы, насколько этичны Ваши действия по отношению к окружающим, или считаете, что цель оправдывает средства? 
И так далее. 

Если у Вас заметно выделяется Свободное Дитя, то Вам стоит научиться прислушиваться к мнению других людей, признавать их право быть не такими, как Вы, одним словом, научиться примерять чужую шкуру.

Будет полезно, если Вы будете более серьёзно взвешивать свои решения, перед тем, как что-то делать. Возьмите себе за правило сначала сосчитать до десяти, а потом уже действовать… если сочтёте нужным. 

Если у Вас преобладает Адаптивное Дитя, то рекомендации будут другими. Прислушивайтесь в первую очередь к своим желаниям. Ваши потребности и ощущения, Ваш комфорт ничуть не менее важны, чем нужды окружающих. А может быть, и больше. Подумайте, ведь единственный человек, который будет с Вами от первого и до последнего вздоха, это Вы. И можно ли пренебрегать интересами такого верного друга! 

Если Внутреннее Дитя, даже гармонично развитое, является доминирующей фигурой, то добра не жди. Такому человеку трудно приходится в социуме. Довольно часто они действуют, руководствуясь исключительно эмоциями, а потом неожиданно понимает, он не учёл самых элементарных вещей. Спускаться с небес на землю бывает очень больно. Однако не всё так страшно. 

Родитель Там, где есть Внутренний Ребёнок, обязательно есть и Внутренний Родитель.  Эта фигура контролирует поведение Ребёнка и воспитывает его. Так же, как и в обычной жизни, Родитель защищает Ребёнка от реальных и мнимых опасностей.

Как Вы понимаете, последние случаются чаще. Как правило, формирование этой части личности происходит в дошкольном возрасте, и Внутренний Родитель – это собирательный образ тех, кто участвовал в воспитании ребёнка. 

Это могут быть отец, мать, бабушка, воспитательница в детском саду и даже сварливая соседка, постоянно грозившаяся надрать ребёнку уши. И как та соседка, Внутренний Родитель хочет всё подчинить своей власти и установить тотальный контроль над личностью человека.

Его девиз «так надо», или «я должен». Если ему это удаётся, то он заставляет действовать, «как принято в обществе». На первый взгляд вроде бы всё правильно, человек действует «в рамках», и ситуация не предвещает неприятных сюрпризов. 

Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Ребёнок попадает в эмоциональную неволю. Здесь нет места слову «хочу», здесь господствует Его Величество «надо». 

Эмоциональное  напряжение нарастает, и в какой-то момент Ребёнок вырывается на свободу. Наступает «праздник непослушания», когда можно всё, что только придёт на ум. Но и праздник не вечен. В этот момент поднимает голову чувство вины – тяжёлая артиллерия Внутреннего Родителя, и он снова забирает власть в свои руки. Чем ярче был праздник, тем жёстче будет наказание. А там и новый бунт не за горами. 

Образ Внутреннего Родителя тоже неоднозначен, как и образ Внутреннего Ребёнка.  Внутренний Родитель бывает критикующий (контролирующий) и воспитывающий. И у каждого из них есть свои светлые и тёмные стороны. Воспитывающий Родитель обучает, защищает ребёнка, но при этом он не убивает в нём любознательность и жажду действий своими запретами. 

Если какое-либо действие или поступок может нанести вред ребёнку, то Воспитывающий Родитель объяснит, почему это опасно, и Ребёнок уже воспринимает ограничение не как запрет, а как заботу. У позитивного обучающего Родителя Внутреннее Дитя растёт свободным и готовым воспринимать всё новое. Как известно, недостатки – это продолжения достоинств. Так и с качествами Воспитывающего родителя. 

Отрицательной чертой этого типа может быть склонность к излишней опеке. Он превращается в «еврейскую маму», героиню множества анекдотов, стремится оградить ребёнка от любой, даже надуманной опасности, тем самым убивая спонтанность Ребёнка. Контролирующий Родитель постоянно пытается загнать личность Ребёнка в строгие рамки, ограничивает его запретами. Эти запреты призваны оградить ребёнка от опасностей и травм (как физических, так и душевных). 

Таким образом, он тоже даёт Ребёнку чувство защищённости. Но при этом мешает развиваться творческой части Ребёнка. К положительным чертам Контролирующего Родителя стоит отнести разумность и логичность запретов. Например, «нельзя ковырять шпилькой в розетке». 

Если же Контролирующий Родитель проявляет свои негативные качества, то ребёнку приходится совсем туго. Своей жёсткой критикой он подавляет личность ребёнка, убивает его самооценку. Ребёнок у такого Родителя находится в постоянном страхе сделать что-то не так, ведь критика будет беспощадной. Причём Родитель критикует не действия Ребёнка, а его самого. 

Понятно, что у такого Родителя Дитя будет адаптивным, причём в наихудшем варианте. Тогда-то и неизбежны бунты, описанные выше. Что с этим делать? Как привести в разумные рамки Внутреннего Родителя? 

Собственно говоря, нужно поступать с ним так же , как и с Внутренним Ребёнком. Его нужно успокоить и поговорить с ним как с обычным родителем. Если это Обучающий Родитель, то объяснить ему, что большинство его страхов надуманы, и он может больше доверять ребёнку, давая ему возможность самому принимать решения в своей жизни. 

Если речь идёт о Родителе Критикующем, то стоит спросить его, чего он хочет для своего Ребёнка, чтобы тот добился в жизни успеха, или оставался тихим и забитым, но «удобным» для окружающих, и в первую очередь для самого Родителя. 

И может ли человек с низкой самооценкой добиться успеха в жизни? 

Взрослый 

Все эти «государственные перевороты», «преступления и наказания» повторялись бы на протяжении всей жизни человека, если бы в их отношения не вступала третья внутренняя фигура — Взрослый. Кто это? Или что это? 

Взрослый — это то, что принято называть здравым смыслом. Можно сказать, что это наш жизненный опыт. Иногда трудный, иногда даже болезненный, но всё же не поражение, а опыт. 

Именно Взрослый даёт возможность нам вести себя не только «как принято у приличных людей» или «как захотелось», но и «так, как наиболее разумно и эффективно». Если ребёнок живёт мечтами, то есть будущим, Родитель руководствуется нормами поведения, выработанными обществом раньше, то есть прошлым, то Взрослый – это та часть личности, которая живёт в настоящем, здесь и сейчас. 

Его девиз – «я могу». К сожалению, у абсолютного большинства взрослых людей имеются искажения личности в той или иной степени. У некоторых недостаточно развит Взрослый, и тогда человеку бывает трудно принимать ответственность за себя на себя.

Иногда взрослый задавлен Родителем, и тогда человек становится аскетом. Он не позволяет себе ничего, что могло бы как-то нарушить общепринятые рамки. Яркий пример – чеховский Беликов, «Человек в футляре», основная мысль которого «как бы чего не вышло». 

Если же над Внутренним Взрослым доминирует Дитя, то человек становится капризным и взбалмошным, как принцесса из сказки «Двенадцать месяцев». Хочу, чтобы на Новый Год у меня были подснежники, и точка! Хочу, значит, что угодно делайте, но принесите. 

Чтобы личность была гармоничной, нужно, чтобы каждая фигура играла свою партию в трио Ребенок-Родитель-Взрослый, где первая скрипка – это Взрослый, а ему в равной степени аккомпанируют Дитя и Родитель. Также важно, чтобы Родитель и Ребёнок проявляли больше своих светлых сторон и минимум негатива. Оптимальная пропорция проявления Взрослого, 

Ребёнка и Родителя 40/30/30 соответственно. В таком случае человек сможет полностью удовлетворять свои желания и потребности, не нарушая законов и общественного порядка, и при этом будет принимать наиболее разумные и взвешенные решения. 

Что же нужно, чтобы гармонизировать своё внутреннее Я? Прежде всего – осознанность. Возьмите себе за правило: прежде чем что-либо запретить себе, задать внутренний вопрос, насколько важен этот запрет, и что случится, если его нарушить. Очень может быть, что опасность существует исключительно в Вашей голове. 

Когда Вам чего-то очень хочется, то нужно стремиться исполнить своё желание, но при этом имеет смысл оглядеться по сторонам. Так Вы гармонизируете в себе Родителя. 

Как отразится это желание на ваших близких, и не будет ли его исполнение Пирровой победой. Тогда Внутреннее Дитя тоже будет на своём месте. И самое главное. Прежде чем что-либо делать, подумайте, продвигает ли это действие к вашим глобальным целям.

Чтобы понять какие фигуры у вас в каком состоянии попробуйте порисовать мандалу:

Возьмите альбомный лист, задайтесь намерением увидеть и почувствовать свою внутреннюю фигуру, например внутреннего ребенка, отожествитесь с его образом, нарисуйте большой круг и начните прорисовывать в круге ваш образ этой фигуры, ваше состояние этого образа,  особо не задумываясь, что вы рисуете, главное ваше состояние на данный момент, желательно рисовать левой рукой, можно красками, цветными карандашами, или пастелью.

Также сделайте и с другими фигурами. 
Через несколько дней процедуру лучше повторить и сравнить результаты.



Комментариев нет:

Отправить комментарий